Стоит только попасть в зал любого музея, и уже через пару минут ловишь себя на мысли: почему одни экспонаты заставляют задерживаться подолгу, а другие пролетаешь глазами, будто это вовсе не интересные вещи, а просто часть декора. Казалось бы, всё элементарно — экспонат есть экспонат. Но не всё так просто. За этим словом прячутся очень разные вещи — от скучных витрин до интерактивных чудес техники, в которые залипаешь не хуже, чем в любимое видео. Почему так? Потому что сами экспонаты делятся на типы — и каждый со своими задачами, фишками и даже скрытым влиянием на человекa, будь то школьник, пенсионер или занятый папа вроде меня, который пришёл в музей выгулять сына Марата и внезапно залип на диковинном механизме из 19 века.
Экспонатом называют любой предмет, специально выставленный в музее или на другой публичной экспозиции для того, чтобы его можно было изучать, рассматривать, знакомиться с его историей, строением или даже с его работой. Это может быть што угодно: старая монета, картина, рыцарские доспехи, скелет динозавра, макет спутника или морская раковина. Главное — экспонат рассказывает историю. Иногда это история целого народа, иногда — маленькая драма одного человека. Для музейщиков важно не просто «показать», а сделать так, чтобы предмет вызывал эмоции, мысли, желание узнать ещё что-то, вернуться в этот зал снова или хотя бы обсудить увиденное с друзьями.
Чтобы решить эту задачу, музеи используют разные подходы. Некоторые комнаты забиты старинными предметами в витринах, другие удивляют технологиями дополненной реальности, где ты с помощью приложения можешь «оживить» экспонат и заглянуть внутрь. А иногда всю историю музея можно прожить за час через интерактивные панели и модели, которые захватывают внимание даже капризных детей. Неудивительно, что люди спорят, какой формат круче. Даже в кругу знакомых мам и пап я слышал такие обсуждения.
Это, пожалуй, самый привычный тип экспонатов. Витринные экспонаты — объекты, которые располагаются за стеклом или специальной защитой. Именно такие чаще всего встречаются в исторических и художественных музеях. Например, знаменитые золотые изделия скифов в Эрмитаже или личные вещи писателей в мемориальных комнатах. С одной стороны, кажется просто: поставил предмет, оснастил табличкой, рассказал его историю — и готово. На самом деле, за каждой витриной кроется длинная цепочка работы: реставрация, сохранение определённого температурного режима, подбор нужного освещения. Например, для старинных манускриптов уровень освещения не должен превышать 50 люкс, иначе чернила на бумаге начнут тускнеть и выцветать за пару лет.
Ещё интереснее — подход к организации этих витрин. Иногда предмет помещается так, чтобы можно было разглядеть его с четырёх сторон. Иногда — он так упрятан, что хочется «разбудить» охранника и спросить: «А почему так скрыто?» Но у музейщиков на этот счёт есть чёткое объяснение — безопасность и сохранность важнее желания гостей рассмотреть каждую царапину. В наши дни музеи стараются снабжать витрины интерактивными элементами: киоски с переводом, панели с увеличением изображения. Всё ради того, чтобы даже скучный, на первый взгляд, экспонат ожил перед современным зрителем.
Если вы вдруг решите показать ребёнку саблезубого фазана или меч времён Ивана Грозного, будет интересно заметить: витринные экспонаты больше всего «заходят» тем, кто любит детали и умеет (или хочет научиться) читать предмет глазами. Обычно они рассказывают историю времени, ремесла, человека. Именно за этими историями школьники больше всего пишут рефераты.
Когда взрослый человек видит табличку «Руками не трогать», у него включается внутренний ребёнок, и рука так и тянется попробовать «на ощупь». А когда табличка гласит «Поверни ручку, наблюдай, что происходит», начинается волшебство. Вот это и есть интерактивные экспонаты. Они созданы не только чтобы смотреть, но и чтобы взаимодействовать: крутить, нажимать, поднимать, опускать, строить что-то или менять параметры. Чаще всего такие зоны встречаются в научных, технических и детских музеях. Самый клёвый пример — экспериментариумы, где можно ощутить закон Архимеда или побалдеть с генератором Ван де Граафа, когда волосы встают дыбом, как в рекламе шампуня.
Интерактивные экспонаты нередко используют сенсорные экраны, макеты с подвижными деталями, панели со звуковыми эффектами. Вот вам факт: в Московском Политехническом музее после внедрения новых интерактивных залов количество юных посетителей выросло на треть всего за год. Люди идут не только за знаниями, но и за опытом — это тренд последнего десятилетия. В некоторых музеях можно собрать мини-ракету, услышать пение китов через специальные колонки, прокрутить модель солнечной системы — и всё это своими руками.
Мой сын Марат обожает такие штуки — впрочем, я сам ещё больше. В детских музеях США и Европы на интерактив берут до половины пространства залов. В России такой подход пока только набирает популярность, но дам вам совет: если малыш сопротивляется идее музейного похода, найдите ближайший «экспериментариум» — эмоциональный отклик гарантирован.
Ещё несколько лет назад экспонат с экраном или видеопроекцией казался в диковинку. Сейчас — это норма для современных музеев. Мультимедийные экспонаты — это экспонаты, которые используют технологии: видео, VR/AR-решения, экранные установки, голограммы, электронные табло. Они не претендуют на «оригинальность предмета», а предлагают познание через эффект присутствия или виртуального опыта. Например, знаменитая выставка в Лувре, где с помощью VR-очков можно пройти весь маршрут по залам, не выходя из дома. Или, скажем, музей космонавтики в Москве: там одна из главных фишек — огромный «космический экран», где в реальном времени показывается движение спутников и станции вокруг Земли.
Согласно пандемийному исследованию, посещаемость онлайн-выставок музеев по всему миру выросла на 300% между мартом и июнем 2020 года. Люди поняли, что иногда — и за тысячу километров — можно не только погрузиться в шедевр, но и пообщаться с искусственным интеллектом, узнать новую версию событий и даже решить историческую загадку в интерактивной игре.
Главный плюс мультимедийных экспонатов — доступность информации и эффект «присутствия». Можно увидеть, как «вырисовывается» картина старого мастера, или услышать речь летописца с переводом на выбранный язык. Для детей и подростков такой формат особенно крут — привычный способ взаимодействия с миром через гаджеты находит отражение в музее.
И наконец, тип экспонатов, ради которых в музей идут самые преданные любители истории — реальные предметы, реликвии, артефакты. Это особые экспонаты, каждый из которых — свидетельство эпохи. Рядом с ними не всегда работают экран и технологии — сама вещь говорит всё за себя. Представьте себе оригинал античных глиняных табличек, костяную иглу древнего человека, первый велосипед или китель военного летчика, переживший войну. Всё это не просто «старая вещь», а документ времени, который может рассказать больше любой книги.
Исследования показывают: именно подлинные вещи чаще всего вызывают самый сильный эмоциональный отклик у посетителей. В музее Великой Отечественной войны в Москве наибольшее время задержки у витрин — напротив писем с фронта или личных вещей бойцов. Люди стоят молча, что-то вспоминают, у кого-то наворачиваются слезы. Дети замирают перед черепом мамонта или фрагментом древней стены, почти кожей ощущая – вот оно, настоящее прошлое. В такие минуты кажется, что ты прикасаешься к истории напрямую.
Кстати, чтобы усилить эффект от реального экспоната, музеи всё чаще делают «истории предметов» — на аудиогиде или в текстах на табличках описывают, кому принадлежал предмет, как он попал в музей, чем знаменит. Одними из самых популярных экспонатов последних лет во всей России стали старинные шахматные фигуры, найденные на археологических раскопках в Новгороде. Вокруг этого столика всегда толпа — не из-за блеска ценности, а от мощного ощущения соприсутствия в истории.
Если у вас никогда не возникало соблазна пробежать музей «галопом» или, наоборот, застрять у одной витрины, вы редкий гость таких заведений. На самом деле, восприятие экспонатов очень индивидуально. Многое зависит от возраста, интересов и настроения. Для детей залы с игрушками и интерактивом — лучший вариант, подростки больше ценят технологичные экспозиции и необычные форматы. Взрослые часто ищут артефакты и атмосферу настоящего времени. Самое главное — не бояться экспериментировать с форматом посещения, ведь в одном музее часто соседствуют все четыре типа экспонатов, и можно выбрать свой маршрут в зависимости от интереса или даже усталости.
Не забывайте, что сегодня практически у любого крупного музея есть мобильное приложение или сайт с аудиогидом. Это может серьёзно повысить качество впечатлений: слушать историю, смотреть связанные артефакты, изучать дополнительные материалы. Кроме того, есть лайфхак — спросить сотрудников зала о любимых экспонатах. Часто вы узнаете истории, которые нигде не написаны. Или попросить ребёнка самому выбрать 5 предметов, которые интереснее всего, и вместе обсудить: почему.
Тип экспоната | Главная фишка | Где встречается |
---|---|---|
музейные экспонаты | Подлинные артефакты с историей | Исторические музеи |
Интерактивные | Возможность трогать, взаимодействовать | Научные, детские музеи |
Мультимедийные | VR/AR, проекции, звук | Современные и виртуальные выставки |
Витринные | Сохранность и детализация предмета | Любые музеи |
Запомните: самый крутой музей — тот, который вы прочувствовали и запомнили своей головой, руками, ушами, а иногда даже чутьём. Пусть ваши дети и вы сами не боятся спрашивать, нажимать на кнопки, вдумчиво рассматривать детали. Есть шанс, что именно сегодня кто-то откроет в себе новый интерес — и не только к истории, но и к технологиям, искусству, да и жизни в целом.
Сайт 'Секретарь & Бизнес-образование' предлагает уникальные образовательные программы для секретарей и деловых администраторов, помогая им развивать навыки карьерного роста в сфере бизнеса. У нас вы найдете онлайн-курсы и полезные материалы, которые позволяют расширить свои профессиональные возможности. Изучайте новые концепции и применяйте их на практике, став незаменимым помощником в любой компании. Присоединяйтесь к нашему сообществу и повысите свою конкурентоспособность на рынке труда!